?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Евгений Франк. Из серии Вагонные рамы. 

В Чебоксарах вчера открывали Международный фестиваль молодежной фотографии. Столько места под фотографии в Художественном музее не отдавали уже давно. А, вернее, с тех пор как лет 25 назад здесь гремели фотофестивали, аналогов которым в стране не было. Председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков с этого и начал пресс-конференцию, которая, увы, вообще не собрала журналистов, а лишь только самих фотографов. То есть, с начала восьмидесятых общественный интерес к этому феномену несколько поугас. Впрочем, это не только наша беда. Как поведал мне фоторепортер РИА «Новости», обладатель премии «Золотой Глаз» и шести золотых медалей World Press Photo Владимир Вяткин, они с коллегами однажды за рюмкой чая сделали неутешительный вывод, что Россия – страна литературы, музыки, чего угодно, но не визуального искусства. Забегая вперед: интервью с Вяткиным – следующий пост. 



Я лично получила на выставке свой кусок полнокровной эмоциональной жизни. Не столько благодаря выставленным работам, сколько самим фотографам и атмосфере, лишенной комплексов, снобизма или агрессии. Сейчас это – уже счастье.

Принцип отбора для участия в конкурсной выставке был более чем прозрачен. Весь материал загружался на сайт СФР, и там сразу были видны и предпочтения жюри и народное голосование  

http://www.photounion.ru/Young_Russian_Photographers_2012.php?smod=1

Участников оказалось рекордное количество за все годы фестиваля, больше тысячи (в прошлом году где-то 600). Из них после первого тура осталось (тех, кто получил больше 7 голосов членов жюри из 12) 125 серий 115 авторов из 37 регионов. А уже из них выбирали десятку лучших. Победители получат стипендию российского Минкульта по квоте СФР – это 36 тысяч рублей. Плюс пять дипломов жюри, без финансовой составляющей, но имеющие почетный статус.

Дальше слово передаю Андрею Баскакову, председателю жюри и председателю названного союза.

Мы впервые в этом году проводим фестиваль в рамках международного. И впервые здесь, в художественном музее в Чебоксарах. Мне кажется это лучшая площадка из всех, которые были в истории этого конкурса. А конкурсу уже более 10 лет. В первые годы фестиваль проводили в Нижнем Новгороде, в музее фотографии. Потом решили, что будем путешествовать. И в прошлом году фестиваль прошел в Казани. Там все прошло более чем успешно. Мне кажется, что фестиваль молодежной фотографии вообще один из лучших проектов СФР, это всегда очень широкий круг участников. Это конкурс серий, проектов, проекций, объединенных темой, содержанием и изобразительным решением. И он достаточно объективно отражает уровень современной фотографии в России. Уровень коллекции этого года, на мой взгляд лучше прошлогоднего. Работы разнообразнее и глубже. Эту выставку, как и предыдущие, мы будем показывать по стране. Компактный дизайн это позволяет: она укладывается в два ящика, каждая серия на одном планшете. То есть выставка изначально передвижная.  

Эти фестивали всегда проходили под лейблом одной лишь молодой фотографии России. Мне показалось, что было бы интересно для того города, где фестиваль проходит, и для тех авторов, кто приезжает на фестиваль из разных городов, посмотреть не только на работы фотографов из России, но и на работы сверстников из других стран. Поэтому мы достаточно быстро и может быть не очень качественно подготовили международную часть. Хотелось ощутить международную почву, чтобы наши люди оказались хотя бы рядом со своими соседями: с Польшей, Болгарией, Литвой, Белоруссией, Украиной, Молдавией. А также из Франции и Японии. Чтобы они увидели себя рядом с ровесниками оттуда. Несколько авторов, может быть, не представляют фотографию страны в целом. Но это некие штрихи к тому, что там происходит. Может быть, надо и конкурс делать международный. В Казани это обсуждалось.  

Я задала вопрос по поводу долгой работы жюри. Вокруг чего шли споры? Они спорили с 11 утра до четырех вечера, тогда как уже были знакомы со всеми работами по первому туру.  Ответов оказалось много.

Йонас Стаселис, председатель Союза фотохудожников Литвы, президент Литовского клуба фотографов прессы (Вильнюс, Литва).

На мониторе фотографии выглядят иначе, чем в реальности. Фотографии надо почувствовать в атмосфере.

Владимир Вяткин

Я лично не видел  фотографии в Интернете. Но дело не в этом. Мы сначала выяснили закрытым голосованием – вот они лучшие работы! А потом все-таки появилось некое сомнение, вышли в зал, еще раз прошли по всей выставке. И оказалось, что некоторые работы при закрытом голосовании были лидерами, а при развеске вдруг были откинуты. А те, что до этого не были замечены, увиденные всеми вместе обрели иное звучание. Одним словом, жюри было сложно. И голосование было не таким мирным как хотелось бы. Фотографический уровень работ очень высок. Другое дело, что при этом очень многого не хватает. Самое главное – не хватает мозгов! Есть умение, рукоделие, но не хватает умственных способностей, жизненного опыта. Я всегда говорю своим студентам, если вы не научитесь завидовать и радоваться победе своих соперников, выигрывать не научитесь. Даже для меня, с моим опытом, – любой из участников в таком жюри – не просто участник, я сам учусь. Уж не говоря, сколько тем подсмотришь. 

Мариуш Видерыньски – доктор кинематографического искусства; преподаватель фотографии в Академии художеств в Варшаве (Польша);

Молодые общаются через интернет, видят, что и как кто снимает, показывают работы, обмениваются опытом. Но когда приезжают на конкурс, это уже общение, а не сидение у компьютера. Мы уже давно говорим о совместных пленэрах. Это важнее, чем просто какой-то сухой фестиваль. Сегодня нам всем больше всего не хватает разговора между собой. Особенно молодым. В этом году уровень выше, но много работ на уровне похожести. Да, спорили много.

Владимир Вяткин

Я – не состою в рядах СФР, но каждый раз с удовольствием участвую в мероприятиях фестиваля. Я – член Союза журналистов. В советские времена между этими союзами были какие-то недомолвки. Мне стыдно признаваться, но СЖ на фотографов сейчас наплевать. Мы никому там не нужны, там главное – радио и телевидение. И, слава Богу, что есть СФР и есть Баскаков, который летом меня приглашает.  И мы можем повидаться с теми, с кем знакомы, кого любим и ценим, пообщаться. Мы до сих пор не можем наговориться. Я не знаю таких фотожурналистов, которые бы не прошли через фотоискусство, и фотохудожников, не пробовавших себя в фотожурналистике. Это все – фотография. И сегодняшний Союз фотохудожников  объединил людей абсолютно необъединимых в советские времена. Для меня большая радость поехать в Нижний Новогород, Тюмень, Екатеринбург. Там совсем иное отношение к фотографам, более уважительное что ли . Я не считаю себя таким уж авторитетом в этом деле, но я еду общаться и общение здесь мне важнее, чем в Москве. Столица избалована. Там слишком много галерей, мнений. 

Андрей Баскаков

Как вы могли заметить, выбор жюри достаточно ровный. Нет очевидных шедевров. Все мы, так или иначе, уже видели. Но мне кажется наш выбор достаточно объективный, отражающий то, что сейчас происходит. И это некий посыл тем, кто не стал призером. Это наш ориентир. Вот смотрите, как делают другие, стремитесь к тому.

Геннадий Иванов-Орков, заведующий научно-исследовательским отделом Чувашского художественного музея.

Мне показалось, что выставка не имеет радикальности. Это средний срез, средний уровень по России. Хотя в стране можно было найти то, о чем я говорю. Здесь такая, более менее, чистая фотография. Мало компьютерной, фотошопной фотографии, которой какое-то время увлекались молодые фотографы. Просто хорошие, но традиционные работы. Хотелось бы пожелать этому конкурсу и крайних полюсов.

Еще один мой вопрос. О проблеме «похожести». Об этом вскользь упомянул польский гость. Сейчас информация распространяется моментально. Вы почувствовали, что  с каждым годом проблема растет?

Мариуш Видерыньски

Есть большая группа молодых фотографов, которые знают что снимать, они не смотрят на других. Да, иногда кажется, что вот-вот придет такой момент, когда все будут снимать схожие вещи. Но я считаю, что эксперимент, компьютер – это одно. Но представить нашу жизнь без фотографии я не могу. Так что не беспокоюсь, что эксперимент завладеет всей фотографией. Мы уже давно забыли про многие эксперименты, а фотография осталась.

Владимир Вяткин

Здесь есть иная болезнь, очень очевидная. И мы как врачи-прагматики пытаемся избежать этого. Сейчас всюду победили технологии. Победу на мировом пресс-фото одержали технологии. Это не соревнование кто лучше снимает, это соревнование технологий. Победили абсолютно! Для меня это был примитивизм, но это были победители! Молодые, слепо копирующие тех, кто каким-то образом добился успеха. Вот с этим очень сложно.

Да, в молодой десятке лучших – один фотограф из Чебоксар (Иван Ярмощук) и один из Мариинского посада (Дмитрий Андрианов-Куданов). Все же фотографическая столица начала 80-х обязывает. Поздравляю!

Анна Лауринавичюте. Из серии Или или.



Comments

( 17 comments — Leave a comment )
osmachkin
Jun. 29th, 2012 11:12 am (UTC)
вяткин прав. это давно очевидно. россия страна литературоцентричная...

... хотел тоже приехать с учениками. но не получилось.
ученики - без меня там.
поздравляю с фестивалем!
ritakirillova
Jun. 29th, 2012 12:07 pm (UTC)
А кто приехал из учеников?
Сегодня будет блиц в глубинке. Завтра собираюсь на мастер-класс к Вяткину и подведение итогов блица))
osmachkin
Jun. 29th, 2012 12:26 pm (UTC)
юля зотанина (она кстати была отмечена как один из победителей конкурса).
поля кубарева.
настя рябова.
... но не все поехали к сожалению.

интересно как там будет с блицем..? :-)
osmachkin
Jun. 29th, 2012 01:15 pm (UTC)
а кто там у вас теневой лидер в организации действа?
опять слава михайлов? как и всегда?
ritakirillova
Jun. 29th, 2012 01:45 pm (UTC)
НЕт, Слава Михайлов сейчас не руководит этим, давно уже. Дима Репин местным организатором фестиваля от СФР (не теневым)), в ЧГХМ куратором выставки Таня Чернова, она -- зав. музейной фотолабораторией. Отдела фотоискусства в музее все никак не сделают, но постоянная фотоэкспозиция уже есть (заслуга Тани). На лидера в Чебоксарах претендует Юрий Евлампьев, но в этом вопросе в сообществе сейчас существует некий раскол. В последнем я уже не совсем в теме.
osmachkin
Jun. 29th, 2012 01:57 pm (UTC)
понятно...
гена там тоже не последний человек... в музее
.. а евлампьев. что. он и всегда не был толерантным
вот и теперь как видно нашла коса на камень... с мОлодёжью.
во вс сл ваня ярмощук не сильно радовался упоминая его имя.

... и всё ж я когда нибудь доеду до чебоксар.
ritakirillova
Jun. 29th, 2012 01:32 pm (UTC)
Да, Юля, по-моему, выходила за наградой))
osmachkin
Jun. 29th, 2012 01:42 pm (UTC)
а вы мне не верите что ли рита...? :-)
и на вопрос мой не ответили...
ritakirillova
Jun. 29th, 2012 01:47 pm (UTC)
Уже!!! Или еще на что-то НЕ?
osmachkin
Jun. 29th, 2012 01:58 pm (UTC)
всё нормально :-)
osmachkin
Jun. 29th, 2012 01:52 pm (UTC)
а юля - вот она . красавица.
не зря у меня теория что хорошую красивую фотографию может снимать только хорошая красивая девушка (женщина) :-)

http://fixxer.ru/photos/17593
ritakirillova
Jun. 29th, 2012 01:56 pm (UTC)
Теория действительно красивая, но я очень часто встречала на практике совершенно обратное))) но ведь в теории главное -- исключение))
osmachkin
Jun. 29th, 2012 01:59 pm (UTC)
ну конечно!!
исключение подтверждает правило.

... так уж у нас сложилось в самаре. девы - красавицы.
такая удобная оказалась теория!!! :-)))
ritakirillova
Jun. 29th, 2012 02:04 pm (UTC)
Еще бы, южная, можно сказать, Волга!!
osmachkin
Jun. 29th, 2012 02:09 pm (UTC)
средняя.
всё же - средняя волга...
там южнее - саратов.. царицын... вот там уже - да. юг.
хотя сейчас и у нас без кондиционера порой душновато :-)
ritakirillova
Jun. 29th, 2012 02:14 pm (UTC)
на грани волжского юга))
osmachkin
Jun. 29th, 2012 02:15 pm (UTC)
:-)
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

ritakirillova
ritakirillova

Latest Month

October 2014
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner