ritakirillova (ritakirillova) wrote,
ritakirillova
ritakirillova

Categories:

Багильдинский

VB_M10-04_600

В фотозальчике художественного музея открыта выставка работ чебоксарского фотографа Валерия Багильдинского «КРИУШИ. Визуальное исследование».

15 лет, с начала девяностых, фотограф снимал жителей Криуш. Но про эти фотографии можно сказать, что они делались сегодня, а можно и – что пятьдесят лет назад. Почти не изменились не местность, ни сами жители. Хотя все, что снимал в Криушах кропотливый фотограф – совершенно уникально. Как и сам он, впервые взявший фотоаппарат в руки в 50 лет и до сих пор снимающий, уже в своем довольно солидном возрасте, лишь в минуты свободы от домашнего и огородно-дачного труда. 

Под катом, моя статья, написанная несколько лет назад для сайта http://www.artperehod.ru/



Кульминация Багильдинского

VB_DK-01_600

Багильдинский – молчаливый художник. Годы работы слесарем в научном институте, сосредоточенность на детали, в буквальном смысле на предмете обработки, сборки и прочих радостей сосуществования с техникой, наработали ему точный глаз и умение доверять чувству меры наперед всех объяснений о его необходимости.

Эти же долгие годы накопили в нем столько неудовлетворенного любопытства по поводу «простой жизни на воле и на земле», что, освободившись, наконец, от необходимости производственного и финансового ритуала прежней жизни, он выходит на тропу фотографического исследования бытия как зоркий и опытный охотник за одной ему ведомой реальностью.

Еще и потому не зря трудился Багильдинский на благо научных достижений нашей родины, что заприметили его на этом поприще многочисленные живописцы и графики, чтобы заказывать для своих настоящих и сомнительных шедевров рамы и подрамники. Шапочное знакомство слесаря-«золотые руки» перерастало сначала в художественные разговоры о возможностях и невозможностях изобразительных усилий индивидуума, а потом и в крепкую мужскую дружбу, сопровождаемую дарением работ различной степени гениальности любимому мастеру обрамлений. Впрочем, дарение работ иногда происходило и без всякой дружбы с мастерами кисти.

И набралась в доме у Багильдинского целая галерея непостижимых простому разуму образов пойманной художниками натуры, в которые вглядывался советский слесарь Валерий Анатольевич. И эти необъяснимые пространства его, можно сказать, просто гипнотизировали. Но профессионал во всем, Багильдинский не стал брать в руки кисть и бумагу, пускаться в наивное живописное плавание наподобие милых сердцу Шевелева или Лобанова. К его и нашему счастью к тому времени на российском провинциальном горизонте уже ясно замаячил иной художественный путь, не уступающий давно существующим видам изобразительного искусства в возможностях познания этого удивительного мира.

В начале перестройки, в 1985 году, пятидесятилетний Багильдинский увидел первую в Чебоксарах выставку фотографий, которые делали люди из фотоклуба «Ракурс», не связанные ни с официозом, ни с эротическим подпольем. Они просто радостно выражали себя, избрав окончательно ставшую доступной фотографию в качестве инструмента переосмысления реальности. И процесс этот захватывал их ничуть не меньше, чем знакомых Багильдинскому живописцев.

Вот тогда он взял в руки «Зенит». Которым снимает и доныне. Причем, на черно-белую пленку. Последнюю он проявляет дедовским способом у себя дома. И по сей день. Дома он печатает и все свои снимки. «Старообрядческий», по фотографическим меркам, процесс проявки и закрепления результата съемки в условиях тесного быта у Багильдинского и сам получает статус метафоры. В мире цифровых технологий подобный процесс стильно анахроничен, то есть претендует на вечность. Такой же статус получает у Багильдинского и выработанный годами технологический принцип предельного контраста, запечатления именно ночью и именно с помощью яркой вспышки. И ярче всего эта метафора вспыхнула в серии «Встречи», где вспышка, являясь кульминацией процесса подготовки к ней, играет и буквально роль некоей вспышки чувства, интереса между фотографом и «объектом».

Багильдинскому надо было пройти через многие «дворики», «спины», «лошади», «лодки» и «путевые заметки», чтобы его вспышка выхватила, наконец, подобное неведомое пространство из темноты деревни Криуши. В этой деревне у Багильдинского есть дом с банальным огородом, где он копается днем, и окрестности которого чуть вечер превращаются в плацдарм его метафизических исследований.

Когда-то о фотографии писали, что эта чудесная игрушка сместила вектор познания с глобально метафизической, религиозной и абстрактно-философской проблематики к проблемам социального и психологического характера. Но уже в начале 70-х фотографы стали пытаться «задвинуть» этот вектор на свое законное место и в искусстве фотографии.

Например, ленинградский художник Валентин Самарин разработал тогда уникальное направление – парапсихологическую, метафизическую и трансперсональную фотографию. За неофициальные выставки был посажен, а затем и выдворен из Союза. Сейчас живет в Париже. Однако самаринская метафизика и парапсихология прекрасным образом оторвана от каких-либо признаков человеческой жизни и развевается сама по себе, высоко и независимо от людского отчаяния и любви.

А вот чебоксарские фотографы, с самого начала своего клубного фотодвижения нацелившиеся именно на метафизическую фотографию, пытаются связывать вечное с самыми обычными человеческими действиями. И этот уход от социальных и психологических планов «назад – в будущее», к абстрактно-философским проблемам, уже не сопровождался нагромождениями одних трещин, зигзагов и провалов — олицетворением бьющейся в тисках или парящей в облаках мысли. Одним из лидеров и разработчиков этого направления был и остается в Чебоксарах Юрий Евлампьев, персонажи которого не знают ни кульминационного момента, ни общения с фотографом, а потому как бы бросают вызов самому времени и самой реальности.

Метафизика Багильдинского иного рода. Вспышка интереса друг к другу фотографа и объекта, о которой говорилось выше, как призрак отца Гамлета, высвечивает такие тайны отношений личности и пространства, которым нет места в реальности. Зиновий Зиник называл общение своего рода самопровокацией, подстрекательством на нечто такое, чего, сидя в одиночестве, от себя не ожидал. Ради этой самой вспышки Багильдинский каждый раз идет на это самое подстрекательство, «на нечто такое». И каждый раз получает именно то, чего «не ожидал». Момент откровения тем неожиданней, что общение всегда сводится к безобидным коротким разговорам о будничных делах и обещанием управиться тремя-четырьмя кадрами. «Я и сам не знаю. Что мною движет», – честно признается Валерий Багильдинский, пытаясь ответить на вопрос, зачем он каждый божий летний вечер идет к людям с фотокамерой.

Недоверие криушских жителей в большинстве случаев давно растаяло, как снег двадцатилетней давности. Но суеверия остались. Простой человек инстинктивно чувствует, что вспышка Багильдинского как огни летающей тарелки проливает какой-то иной свет на их привычную жизнь. По этой причине, некоторые селяне упорно запрещают снимать себя и своих жен. Хотя человек с аппаратом здесь, благодаря Багильдинскому, становится обычным элементом пейзажа. Зато другие, и их большинство, испытывают не меньшее любопытство по отношению к тому, чего «не ожидаешь». Прорыв через все это, видимо, составляет самую замечательную сторону багильдинского творчества, как и сам прорыв через реальность. Если вспомнить уже почти вышедшего из моды Коэльо, то реальность по его мнению –нечто приспособленное к коллективному желанию. Вспышкой в ночи Багильдинский умудряется оставить ее «неприспособленной», то есть выхватить некий сторонний взгляд «первого дня творения», очистить от суетного мусора. И все потому, что просто его выбор – точен. А Криуши по этой причине становятся некой заповедной, почти инопланетной, зоной.



Subscribe

  • Венский

    Удалось вчера выйти в свет – а в свете сразу Венский филармонический Штраус-оркестр! Как же великолепно звучат великолепные…

  • Владимир Гришанин: «Театр – это заговор художников»

    Беда заключается в том, что мы перестали говорить в театре искренне. Театр превращается в официальное учреждение. Он работает по циркуляру. А на…

  • Осокин

    Небольшое интервью после итоговой фестивальной пресс-конференции, на которой для Дениса Осокина времени практически не хватило, а после надо было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments