ritakirillova (ritakirillova) wrote,
ritakirillova
ritakirillova

Categories:

мобилизованные и призванные

   





Будем считать, что ПЛАЦДАРМ.v.2.0.1.0 / Мобилизация вынудил меня это сделать. Завести, наконец, блог. Хотя площадок для высказываний казалось достаточно.
Просто формат события как-то не стыкуется с форматом наших печатных СМИ, где я имею счастье трудиться.


ПЛАЦДАРМ, это декларированное «открытое для всех творческих людей выставочное пространство» на самом деле пробило некую очередную стену, успевшую не только появиться, но и обрасти разными чиновными и корпоративно-клановыми ракушками уже после эпохи гласности.
Эта крепостная стена с узенькими пропускными воротами перекрывала в нашем небогатом краю доступ к выставочным площадкам тех, кто либо не вступил в творческие союзы, либо «творил» не то, что глянется провинциальному бомонду. Но главное – эта площадка для полемики вдохнула некую жизнь в местное искусство. Ведь нынешнее падение интереса к этой теме связано как раз с тем, что по поводу искусства давно никто не дискутирует, что оттуда напрочь испарилась полемика. То есть – сама жизнь. Поэтому встречу в кафе «Ту Пицца» свободного художника и любителя экстремального спорта Ивана Ярмощука с замом управляющего одного из крупных предприятий, имеющих в своем распоряжении «свободные от трудового энтузиазма» цеха, можно считать исторической. Ну, примерно как встречу Станиславского с Немировичем-Данченко в «Славянском базаре». Если, конечно, новое начинание не заглохнет под напором каких-либо новых обстоятельств.
Как заглохли и растворились в утреннем воздухе прежние попытки выуживать из хаоса, неорганизованной художественной массы конкретные осмысленные и не слишком осмысленные высказывания. Общество, тем паче толпа, как известно, всегда имеет возможность замучить творческого индивидуума. Дать ему окрепнуть в борьбе – задача организаторов подобных площадок.
В конце 80-х и в 90-х это были шумные молодежные выставки. Они первыми познакомили чебоксарцев с инсталляцией и перфомансом, абстрактными полотнами, авторской фотографией без жирных пропагандистских следов. Рулили этим процессом Геннадий Иванов-Орков, Атнер Хузангай, Игорь Улангин, Олег Романов. Затем была «Белая Чувашия», опять Иванов-Орков и присоединившийся к нему Георгий Фомиряков. Отличие тех проектов от нынешнего существенное – прежние проводились на базе государственного художественного музея, а не свободными художниками или фондами. Просто в силу энергии того времени, некоторых сотрудников и «попустительстве» прежнего директора. Новый директор, ставленник СХ, господин Козлов, назначенный после «Культурной столицы», все эти масштабные «глупости» быстро прекратил. Вот и вся недолга.
В 2003 году грянула «Чебоксары-Культурная столица Поволжья», изо всех сил внедрявшая в наши мозги проектное мышление. Свободные площадки стали уже завозной продукцией. И они вместе с десантом, их сопровождавшим, крутились перед нашим жадным взором ярким примером культуры, которая, оказывается, ценный ресурс в плане продвижения территории. «Давай!», «Игрушечная революция», «Девушка моей мечты» -- отличные были проекты. Продвигающие, однако, совсем не нашу территорию.
От «Культурной столицы» у нас осталась Дирекция культурных программ, которая выбирает, кстати, обладателей президентского Гранта. Первый президент республики Николай Федоров непременно хотел продолжить дело «Культурной столицы», дай Бог ему здоровья, и учредил такой грант для поддержки инноваций в сфере культуры и искусства. Он в этом году и достался нынешнему ПЛАЦДАРМУ. 100 тысяч – сумма, конечно, совсем маленькая для Лофт-пректа. Но в прошлом году не было и такой. 

Прошлогодний ПЛАЦДАРМ свалился всем, в том числе и организаторам, как снег на голову. Свобода была такой полной, что граничила с полной же анархией. Ярмощук сотоварищи получили доступ к невиданной для Чебоксар промышленной экзотике, идеально подходящей для прыжков и криков «гип-гип-ура». Они пригласили всех, кто хочет и может. Энергетика первого в жизни города Лофт-проекта была сумасшедшей. Сумбур точно таким же. На то и горячий блин без кураторского масла. Неуклюжие инсталляции вчерашних школьниц на тему детских комплексов соседствовали в цеху с совершенными по технике и содержанию «гастарбайтерами» Сергея Чиликова, йошкар-олинского гражданина мира, чемпиона фотографических форумов. А строгая группа «Приближение», бдительно охраняющая принципы чебоксарской школы фотографии, весело тусовалась рядом со свежими
знаменитостями Иваном Михайловым, Ильей Степановым, Юлией Ведерниковой, тем же Иваном Ярмощуком. Сумбур мог бы стать колоритным компонентом проекта, если бы не затопившая полцеха пошлятина продавцов свадебных фото и вымученной доморощенной эротики. Как сказал кто-то умный, все же отвязную подругу, свободу высказываний, должна сопровождать красивая дама –точность отбора.

Второй ПЛАЦДАРМ, ПЛАЦДАРМ.v.2.0.1.0 / Мобилизация, в этом смысле гораздо осмысленнее первого. У проекта появился директор, глава фонда "Содружество" Михаил Кузьмин, который и продвигал "ПЛАЦДАРМ"
на грант. А также свой худсовет. Туда попало больше социальных проектов. Например, голландца Дирка ван ден Хевела, зафиксировавшего свое путешествие по российской глубинке. Или Ольги Архипенко, герои ее проекта ― дети из социальных центров. На открытие ПЛАЦДАРМА удалось заполучить камерный оркестр. Контраст накрахмаленных манишек, фраков и музыки Глинки с холодом и теменью заброшенного цеха, арматурой и почти слюнями клееными фотокарточками на веревочках давал контраст, к которому никто не остался равнодушным. Прием безошибочный, рождающий скепсис лишь тем, что давно и многими опробованный.

Проект приобрел черты биеннале: он работал на двух площадках, в цеху ХБК и в узле связи на АТС. В ЛОФт стали брать именно проекты, а не просто завалявшиеся у кого-то фото. Хотя, в конце концов, все равно выбирали, из того, что принесли. Без свадебно-салонных вспышек урожай актуального оказался не столь богат. Самое интересное, что не все из умелых арт-фотографов и понесли работы, либо дрогнули-загордились перед молодым худсоветом, либо посчитали площадку недостойной себя любимых. Заняли, так сказать, выжидательную позицию. Их дело. Нет худа без добра, они и завертели полемику, как свободные от участия, а, значит, независимые эксперты. Уже прозвучало дельное предложение в следующий раз отдать холодный цех начинающим, то есть устроить там своеобразный лягушатник, а на ту же АТС запустить умельцев покруче. Хотя и на этот раз уже произошло что-то подобное. На более комфортную площадку попали и Иван Михайлов с почти нарциссической серией «Наблюдая за собой», опытный музейщик Георгий Исаев, также пристально вглядывающийся в себя в «Земле-Небе». Здесь же проявился артистизм Валерия Панфилова с «Обратной перспективой глазами лилипута» и хорошее отношение к людям Александра Мовчана с «Водителями и пассажирами маршрута 28э». Пальму первенства я бы отдала «Напоминателям» Алексея Орлова, который не только пронзительно снял, но и придумал целое понятие для нашего времени, ничего уже не помнящего.
Если бы, конечно, не великий путешественник и фотограф земли марийской, чувашской и всея мировой окрестности Сергей Чиликов. Который опять удивил, что свойственно лишь живому как парное молоко и домашнее пиво таланту. И не только провокационными сериями про девушку из офиса, которую все хотят, или про дурашливую свадьбу друга (так работать с людьми – это уже действительно труднодостижимый для простого созерцателя профессионализм). А и опять своей творческой и
человеческой щедростью. Этот человек, находящийся в постоянных планах Московского Дома фотографии, объездивший весь мир, попадающий на первые полосы римских и мадридских газет, уже второй год привозит на нашу экспериментальную площадку совершенно новые серии работ. Как говорится, специально для ПЛАЦДАРМА. Без выжидательных позиций и без «дай-ка я выставлю что-Нить давнее, а то не все еще видели». И это урок действительно свободного творчества для местных знаменитостей и улетного мастерства для новичков. Может, и для этого в том числе и стоило делать ПЛАЦДАРМ.
И за это спасибо его организаторам и всем участникам.

 


Tags: плацдарм, совеременное искусство
Subscribe

  • Венский

    Удалось вчера выйти в свет – а в свете сразу Венский филармонический Штраус-оркестр! Как же великолепно звучат великолепные…

  • Владимир Гришанин: «Театр – это заговор художников»

    Беда заключается в том, что мы перестали говорить в театре искренне. Театр превращается в официальное учреждение. Он работает по циркуляру. А на…

  • Осокин

    Небольшое интервью после итоговой фестивальной пресс-конференции, на которой для Дениса Осокина времени практически не хватило, а после надо было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Венский

    Удалось вчера выйти в свет – а в свете сразу Венский филармонический Штраус-оркестр! Как же великолепно звучат великолепные…

  • Владимир Гришанин: «Театр – это заговор художников»

    Беда заключается в том, что мы перестали говорить в театре искренне. Театр превращается в официальное учреждение. Он работает по циркуляру. А на…

  • Осокин

    Небольшое интервью после итоговой фестивальной пресс-конференции, на которой для Дениса Осокина времени практически не хватило, а после надо было…